Обзор рынкаПри подготовке раздела использовались данные Росстата.
За 2018 год количество отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении увеличилось на 7,7 %, или 6,9 млн человек.
Макроэкономическое окружениЕ
Показатель | 2018 |
---|---|
ВВП | 102,3 |
Индекс потребительских цен | 102,9 |
Инвестиции в основной капитал | 104,3 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 100,3 |
Реальная заработная плата | 106,8 |
Уровень безработицы (по состоянию на конец декабря) | 4,8 |
Оборот розничной торговли | 102,6 |
Объем платных услуг населению | 102,5 |
Источник: Росстат
По итогам 2018 года индекс потребительских цен снизился до 2,9 % (годом ранее инфляция составила 3,7 %), темп прироста ВВП составил 2,3 %.
Динамика инвестиций в основной капитал показала рост – 104,3 %. Увеличились инвестиции крупных и средних предприятий в торговлю, социальные объекты и транспорт (за исключением трубопроводного). При этом основным ресурсом для финансирования инвестиций по-прежнему остаются собственные средства компаний.
Реальная заработная плата выросла на 6,8 %, что обусловлено улучшением динамики номинальных заработных плат. Реально располагаемые денежные доходы населения увеличились на 0,3 %.
Росту заработных плат способствовала ситуация на рынке труда. Уровень безработицы сократился с 5,1 % в декабре 2017 года до 4,8 % в декабре 2018 года.
Российский транспортный рынок
На российском транспортном рынке в 2018 году наблюдалась тенденция к усилению конкуренции и сокращению зоны доминирования железнодорожного транспорта.
Происходит проникновение воздушного транспорта на маршруты протяженностью менее 1 тыс. км за счет оптимизации эксплуатации парка воздушных судов, стоимостных характеристик и времени перевозки.
Вместе с тем развитие междугородних автобусных перевозок осуществляется на направлениях с дальностью менее 700 км, где преимущественно отсутствует тактовое движение поездов.
Железнодорожный транспорт испытывает нарастающее давление со стороны конкурентных видов транспорта и с целью снижения негативных последствий, сохранения конкурентоспособности реализует проекты по назначению поездов на маршрутах протяженностью до 500 км и от 500 до 1 тыс. км, а также мероприятия по обновлению подвижного состава и увеличению скорости движения поездов.
В 2018 году отмечено замедление темпов снижения доли железнодорожного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении – на 0,3 п. п. по сравнению с 2017 годом (в 2017 году – 2,7 п. п. к 2016 году). Доля АО «ФПК» также уменьшилась – до 36,7 % (в 2016 году она составляла 39,8 %).
Данная тенденция вызвана опережающим абсолютным приростом объемов авиаперевозок во внутригосударственном сообщении, чему способствовала агрессивная ценовая политика авиаперевозчиков, обновление самолетного парка, увеличение количества предложенных мест и авиарейсов, постоянное сокращение дальности полетов.
Среди российских железнодорожных перевозчиков на долю АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении за 2018 год пришлось 94,1 % (–0,3 п. п. к уровню 2017 года).
Динамика количества отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за 2018 год составила 107,7 % к уровню предшествующего года, в том числе в регулируемом сегменте – 100,6 %, в дерегулированном – 122,6 %.
Динамика пассажирооборота АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за отчетный период составила 106 %, в том числе в регулируемом сегменте – 99 %, в дерегулированном – 120,4 %. Динамика средней дальности перевозок поездами формирования АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении по итогам 2018 года – 98,4 % к уровню 2017 года.
Для противодействия негативным тенденциям и сохранения конкурентоспособности на рынке пассажирских перевозок АО «ФПК» предпринимает меры по повышению качества услуг, активно развивает программу динамического ценообразования, программу лояльности «РЖД Бонус» (в том числе для корпоративных клиентов) и применение маркетинговых акций, как в регулируемом, так и в дерегулированном сегменте перевозок.
По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в 2018 году пассажирооборот на воздушном транспорте увеличился до 286,9 млрд пасс.-км, прирост составил 10,6 %: на международных рейсах – 11,1 %, на внутреннем рынке – 10 %.
Учитывая наличие определенного потенциала реализации конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта в масштабах межрегиональных перевозок между крупными агломерационными центрами, АО «ФПК» работает над реализацией проектов по назначению поездов на маршрутах протяженностью до 500 км и в сегменте маршрутов протяженностью от 500 до 1 тыс. км. При этом стимулирование перевозок на дальние расстояния (свыше 1 тыс. км) возможно за счет значительного снижения тарифной нагрузки на пассажира.
2016 | 2017 | 2018 | |
---|---|---|---|
АО «ФПК» | 39,8 % | 37,2 % | 36,7 % |
ДОСС – филиал ОАО «РЖД» | 1,5 % | 1,5 % | 1,6 % |
ЗАО «ТКС» | 0,5 % | 0,5 % | 0,5 % |
Другие | 0,2 % | 0,1 % | 0,2 % |
Источники данных: железнодорожный транспорт – статистическая отчетность ЦО-33, авиатранспорт – Федеральное агентство воздушного транспорта (сайт), автотранспорт – экспертная оценка по данным Росстата (сайт)
Международный транспортный рынок
Организация перевозок в дальнем международном сообщении
В 2018 году АО «ФПК» осуществляло перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях с 11 странами Европы и Азии – Германией, Францией, Монако, Польшей, Австрией, Чехией, Италией, Финляндией, Китаем, Монголией, КНДР – по 15 международным маршрутам. Кроме того, перевозки осуществляются в сообщении с 11 странами СНГ и Балтии: Украиной, Молдовой, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Азербайджаном, Латвией, Литвой, Эстонией.
Основная доля перевозок в международном сообщении приходится на долю сообщения со странами СНГ и Балтии. В связи с этим падение объемов перевозок на основных потокообразующих направлениях негативно отразилось на общих показателях объемов перевозок в международном сообщении за 2018 год.
Основными потокообразующими направлениями в сообщении со странами СНГ и Балтии являются: Белоруссия – 32 % от общего количества перевезенных пассажиров, Украина – 25 %, Казахстан – 17 %. При этом в сообщении с Украиной отмечается падение объемов перевозок на 18 % по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Снижение обусловлено прежде всего сложной геополитической обстановкой и отсутствием поездов формирования АО «ФПК».
Наибольшее падение пассажиропотока по отношению к уровню 2017 года отмечено в сообщении с Австрией – на 54 %, с Литвой – на 27 %, с Чехией, Францией – на 23 %, с Кореей – на 21 %.
Наибольший прирост пассажиропотока наблюдался в сообщении с Монголией – 37 %, Казахстаном – 19 %, Италией – 14 %.
Динамика объемов перевозок в международном сообщении к уровню 2017 года составила 95 %, в том числе в сообщении со странами СНГ и Балтии – 95 %, со стрнами дальнего зарубежья – 99 %.
По итогам 2018 года положительная динамика изменения пассажиропотока в поездах формирования АО «ФПК» составила 10,3 % к уровню предшествующего года. Максимальный рост отмечен в сообщении с Азербайджаном – 63,9 %, Белоруссией – 22,4 %, Абхазией – 16,5 %, Узбекистаном – 9,9 %, Казахстаном – 7,5 %.
При этом наблюдается отрицательная динамика объемов перевозок в поездах формирования иностранных железных дорог в сообщении со странами СНГ и Балтии: за 2018 год падение составило 5,7 %. Положительная динамика роста отмечена только в сообщении с Молдавией – 3,7 %.
Для замедления негативной тенденции падения пассажиропотока в международном сообщении проводятся мероприятия по повышению привлекательности международных пассажирских перевозок путем проведения маркетинговых акций и введения программ скидок в рамках двусторонних и многосторонних соглашений.