Обзор рынкаПри подготовке раздела использовались данные Росстата.

За 2018 год количество отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении увеличилось на 7,7 %, или 6,9 млн человек.

Макроэкономическое окружениЕ

Основные показатели развития экономики (доля к 2017 году), %
Показатель 2018
ВВП 102,3
Индекс потребительских цен 102,9
Инвестиции в основной капитал 104,3
Реальные располагаемые денежные доходы населения 100,3
Реальная заработная плата 106,8
Уровень безработицы (по состоянию на конец декабря) 4,8
Оборот розничной торговли 102,6
Объем платных услуг населению 102,5

Источник: Росстат

По итогам 2018 года индекс потребительских цен снизился до 2,9 % (годом ранее инфляция составила 3,7 %), темп прироста ВВП составил 2,3 %.

Динамика инвестиций в основной капитал показала рост – 104,3 %. Увеличились инвестиции крупных и средних предприятий в торговлю, социальные объекты и транспорт (за исключением трубопроводного). При этом основным ресурсом для финансирования инвестиций по-прежнему остаются собственные средства компаний.

Реальная заработная плата выросла на 6,8 %, что обусловлено улучшением динамики номинальных заработных плат. Реально располагаемые денежные доходы населения увеличились на 0,3 %.

Росту заработных плат способствовала ситуация на рынке труда. Уровень безработицы сократился с 5,1 % в декабре 2017 года до 4,8 % в декабре 2018 года.

Российский транспортный рынок

На российском транспортном рынке в 2018 году наблюдалась тенденция к усилению конкуренции и сокращению зоны доминирования железнодорожного транспорта.

Происходит проникновение воздушного транспорта на маршруты протяженностью менее 1 тыс. км за счет оптимизации эксплуатации парка воздушных судов, стоимостных характеристик и времени перевозки.

Вместе с тем развитие междугородних автобусных перевозок осуществляется на направлениях с дальностью менее 700 км, где преимущественно отсутствует тактовое движение поездов.

Железнодорожный транспорт испытывает нарастающее давление со стороны конкурентных видов транспорта и с целью снижения негативных последствий, сохранения конкурентоспособности реализует проекты по назначению поездов на маршрутах протяженностью до 500 км и от 500 до 1 тыс. км, а также мероприятия по обновлению подвижного состава и увеличению скорости движения поездов.

В 2018 году отмечено замедление темпов снижения доли железнодорожного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении – на 0,3 п. п. по сравнению с 2017 годом (в 2017 году – 2,7 п. п. к 2016 году). Доля АО «ФПК» также уменьшилась – до 36,7 % (в 2016 году она составляла 39,8 %).

Данная тенденция вызвана опережающим абсолютным приростом объемов авиаперевозок во внутригосударственном сообщении, чему способствовала агрессивная ценовая политика авиаперевозчиков, обновление самолетного парка, увеличение количества предложенных мест и авиарейсов, постоянное сокращение дальности полетов.

Среди российских железнодорожных перевозчиков на долю АО «ФПК» в объеме перевозок дальнего следования во внутригосударственном сообщении за 2018 год пришлось 94,1 % (–0,3 п. п. к уровню 2017 года).

Динамика количества отправленных пассажиров АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за 2018 год составила 107,7 % к уровню предшествующего года, в том числе в регулируемом сегменте – 100,6 %, в дерегулированном – 122,6 %.

Динамика пассажирооборота АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении за отчетный период составила 106 %, в том числе в регулируемом сегменте – 99 %, в дерегулированном – 120,4 %. Динамика средней дальности перевозок поездами формирования АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении по итогам 2018 года – 98,4 % к уровню 2017 года.

Для противодействия негативным тенденциям и сохранения конкурентоспособности на рынке пассажирских перевозок АО «ФПК» предпринимает меры по повышению качества услуг, активно развивает программу динамического ценообразования, программу лояльности «РЖД Бонус» (в том числе для корпоративных клиентов) и применение маркетинговых акций, как в регулируемом, так и в дерегулированном сегменте перевозок.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в 2018 году пассажирооборот на воздушном транспорте увеличился до 286,9 млрд пасс.-км, прирост составил 10,6 %: на международных рейсах – 11,1 %, на внутреннем рынке – 10 %.

Учитывая наличие определенного потенциала реализации конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта в масштабах межрегиональных перевозок между крупными агломерационными центрами, АО «ФПК» работает над реализацией проектов по назначению поездов на маршрутах протяженностью до 500 км и в сегменте маршрутов протяженностью от 500 до 1 тыс. км. При этом стимулирование перевозок на дальние расстояния (свыше 1 тыс. км) возможно за счет значительного снижения тарифной нагрузки на пассажира.

Структура пассажирооборота в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении, %
2016 2017 2018
АО «ФПК» 39,8 % 37,2 % 36,7 %
ДОСС – филиал ОАО «РЖД» 1,5 % 1,5 % 1,6 %
ЗАО «ТКС» 0,5 % 0,5 % 0,5 %
Другие 0,2 % 0,1 % 0,2 %

Источники данных: железнодорожный транспорт – статистическая отчетность ЦО-33, авиатранспорт – Федеральное агентство воздушного транспорта (сайт), автотранспорт – экспертная оценка по данным Росстата (сайт)

Международный транспортный рынок

Организация перевозок в дальнем международном сообщении

В 2018 году АО «ФПК» осуществляло перевозку пассажиров в прямом и транзитном сообщениях с 11 странами Европы и Азии – Германией, Францией, Монако, Польшей, Австрией, Чехией, Италией, Финляндией, Китаем, Монголией, КНДР – по 15 международным маршрутам. Кроме того, перевозки осуществляются в сообщении с 11 странами СНГ и Балтии: Украиной, Молдовой, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном, Азербайджаном, Латвией, Литвой, Эстонией.

Основная доля перевозок в международном сообщении приходится на долю сообщения со странами СНГ и Балтии. В связи с этим падение объемов перевозок на основных потокообразующих направлениях негативно отразилось на общих показателях объемов перевозок в международном сообщении за 2018 год.

Основными потокообразующими направлениями в сообщении со странами СНГ и Балтии являются: Белоруссия – 32 % от общего количества перевезенных пассажиров, Украина – 25 %, Казахстан – 17 %. При этом в сообщении с Украиной отмечается падение объемов перевозок на 18 % по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Снижение обусловлено прежде всего сложной геополитической обстановкой и отсутствием поездов формирования АО «ФПК».

Наибольшее падение пассажиропотока по отношению к уровню 2017 года отмечено в сообщении с Австрией – на 54 %, с Литвой – на 27 %, с Чехией, Францией – на 23 %, с Кореей – на 21 %.

Наибольший прирост пассажиропотока наблюдался в сообщении с Монголией – 37 %, Казахстаном – 19 %, Италией – 14 %.

Динамика объемов перевозок в международном сообщении к уровню 2017 года составила 95 %, в том числе в сообщении со странами СНГ и Балтии – 95 %, со стрнами дальнего зарубежья – 99 %.

По итогам 2018 года положительная динамика изменения пассажиропотока в поездах формирования АО «ФПК» составила 10,3 % к уровню предшествующего года. Максимальный рост отмечен в сообщении с Азербайджаном – 63,9 %, Белоруссией – 22,4 %, Абхазией – 16,5 %, Узбекистаном – 9,9 %, Казахстаном – 7,5 %.

При этом наблюдается отрицательная динамика объемов перевозок в поездах формирования иностранных железных дорог в сообщении со странами СНГ и Балтии: за 2018 год падение составило 5,7 %. Положительная динамика роста отмечена только в сообщении с Молдавией – 3,7 %.

Для замедления негативной тенденции падения пассажиропотока в международном сообщении проводятся мероприятия по повышению привлекательности международных пассажирских перевозок путем проведения маркетинговых акций и введения программ скидок в рамках двусторонних и многосторонних соглашений.

Динамика объема перевезенных пассажиров в международном сообщении, млн человек
Структура перевозок пассажиров в международном сообщении в 2018 году, %
Динамика объемов перевозок в поездах формирования АО «ФПК» в сообщении со странами СНГ и Балтии, %

Динамика объемов перевозок в поездах формирования иностранных железных дорог в сообщении со странами СНГ и Балтии, %