Персонал
АО «ФПК» считает свой персонал важнейшим активом и основой конкурентоспособности.
Компания управляет человеческим капиталом таким образом, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей и создать условия для личностного роста сотрудников. Привлечение и закрепление персонала, его непрерывное развитие и социальная поддержка являются приоритетными направлениями социальной и кадровой политики АО «ФПК».
Структура персонала
Численность персонала Компании составляет 60 982 человека.
Основная часть (37,8 тыс. человек, или 61,9 % сотрудников) занята непосредственно обслуживанием пассажиров.
За счет укрупнения Приволжского и Уральского филиалов и упразднения Юго-Восточного и Южно-Уральского филиалов, а также проведения организационно-штатных мероприятий списочная численность сотрудников снизилась на 2,9 % по сравнению с 2017 годом.
Компания сохраняет баланс между молодыми и более опытными сотрудниками. Средний возраст сотрудников – 40 лет. Молодежь в возрасте до 35 лет составляет 33 % от общей численности персонала. Большинство сотрудников (65 %) – женщины.
Сфера деятельности | На 31 декабря 2017 г. | На 31 декабря 2018 г. |
---|---|---|
Обслуживание пассажиров в поездах | 35 212 | 34 214 |
Продажа билетов | 6 897 | 6 593 |
Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава | 12 485 | 12 296 |
Прочие | 8 177 | 7 879 |
Итого | 62 771 | 60 982 |
Показатель текучести персонала за 2018 год в сравнении с предыдущим годом увеличился на 1,1 % и составил 9,2 % (в 2017 году – 8,1 %). Основными причинами роста текучести стали выход сотрудников на пенсию по возрасту, а также упразднение Юго-Восточного и Южно-Уральского филиалов с 1 апреля 2018 г. Индекс стабильности персоналаОтношение сотрудников со стажем работы более пяти лет к общей численности персонала. составляет 67 % (в 2017 году – 68 %).
Подбор персонала
Подбор сотрудников в Компанию осуществляется в двух основных сегментах должностей: массовом и в категории «руководители и специалисты».
АО «ФПК» стремится привлекать талантливых людей, которые смогут внести свой вклад в развитие Компании. На массовые должности (проводник пассажирского вагона, билетный кассир) в основном привлекаются внешние кандидаты. При подборе руководителей и специалистов отдается предпочтение внутренним кандидатам. С внешнего рынка приглашаются редкие и уникальные специалисты.
В рамках отбора и оценки кандидатов используются различные оценочные процедуры: интервью, профессиональные тесты, личностные опросники и тесты способностей. При проведении оценки применяется модель корпоративных компетенций 5К+Л, где:
- Компетентность – наличие профессиональных компетенций, способность учиться и развиваться, готовность делиться опытом и передавать знания;
- Клиентоориентированность – ориентация на пользу для клиентов Компании;
- Корпоративность и ответственность – ориентация на интересы Компании, умение работать в команде, нацеленность на результат;
- Качество и безопасность – ориентация на качество и эффективность, беспечение безопасности;
- Креативность и инновационность – выдвижение инициатив и внедрение инноваций, поддержка инициатив других;
- Лидерство – воодушевление и вовлечение других, мотивирование и убеждение без административного давления.
В течение года оценку уровня развития корпоративных компетенций прошли свыше 20,5 тыс. человек, 89 % из которых – фронтлайн-персонал.
Обучение и развитие персонала
В АО «ФПК» организована эффективная система обучения и повышения квалификации сотрудников. В 2018 году обучение прошли 19 тыс. сотрудников, или 31 % от численности всего персонала Компании.
Показатель | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
---|---|---|---|---|
Численность АО «ФПК», человек | 67 677 | 65 928 | 62 771 | 60 982 |
Общее количество обученных, человек | 21 787 | 18 853 | 19 287 | 19 008 |
Доля прошедших обучение в Корпоративном кадровом учебно-методическом центре АО «ФПК», % | 41 | 48 | 48 | 62,7 |
Бюджет, млн руб. | 97,5 | 86,9 | 96,3 | 118,2 |
Обучение персонала проводилось по следующим основным направлениям:
- современные технологические процессы ремонта и обслуживания пассажирских вагонов;
- особенности конструкции, эксплуатация, техническое обслуживание и диагностика неисправностей систем узлов двухэтажных пассажирских вагонов;
- обеспечение транспортной безопасности;
- формирование культуры безопасности и системы менеджмента безопасности движения в пассажирском комплексе;
- «Мастер делового администрирования» по направлению «Управленческая экономика»;
- организация производственного инструктажа методом TWI (Training within Industry – обучение на производстве);
- построение системы управления рисками в организации;
- современные методы клиентоориентированного обслуживания пассажиров;
- особенности обслуживания маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте;
- актуальные вопросы внутреннего контроля (бухгалтерского и налогового учета).
Особое внимание Компания уделяет профессиональному развитию сотрудников, состоящих в резерве на руководящие должности. В 2018 году 44 перспективных сотрудника прошли обучение по программам подготовки резерва руководителей пассажирского комплекса, 18 человек – по программе «Корпоративный лидер – 2018».
Обучение персонала в Компании проводится по 80 корпоративным программам обучения, из которых десять – вновь разработанные в течение 2018 года. Развивается материально-техническая база Корпоративного кадрового учебно-методического центра АО «ФПК» (далее – Центр).
В рамках Инвестиционной программы 2018 года реализованы такие проекты, как:
- оснащение лицензированных кабинетов мультимедийными досками с короткофокусными проекторами и ноутбуками;
- закупка специализированного медицинского оборудования – тренажеров-манекенов для отработки навыков оказания первой помощи (диагностирования признаков жизнедеятельности, проведения сердечно-легочной реанимации и оказания первой помощи при кровотечениях, ожогах различной степени и пр.);
- поставка в Центр электрифицированного стенда и макета по изучению электропневматического тормоза и его основных блоков.
Материально-техническая и методическая база Центра позволяет:
- влиять на качество освоения учебных программ и отработку обучающимися практических навыков;
- формировать клиентоориентированное поведение, эффективно взаимодействовать с пассажирами при предоставлении сервисных услуг;
- совершенствовать знания корпоративных стандартов сервисного обслуживания.
В 2018 году для повышения качества обслуживания пассажиров в вагонах с купе класса люкс проведено обучение проводников пассажирского вагона по специальной программе. Практические занятия по подготовке вагона к посадке пассажира и предоставлению сервисных услуг в пути следования осуществлялись непосредственно в вагоне-тренажере с купе класса люкс.
В целях поддержания сервисных навыков в актуальном состоянии психологи Компании проводят занятия с фронтлайн-персоналом в формате интерактивного взаимодействия. В 2018 году проведено более 10 тыс. тренингов без отрыва сотрудников от основной деятельности.
Регулярно пополняется база методических материалов для проведения практических занятий по развитию у сотрудников навыков клиентоориентированности. Так, в 2018 году разработан ряд тренинговых программ и обучающих материалов по темам:
- Формирование профессионального имиджа проводника пассажирского вагона;
- Деловое общение;
- Эмоциональный интеллект;
- Управление стрессом;
- Техника эффективных продаж;
- Типы клиентов. Правила эффективного взаимодействия.
Для достижения стратегических целей Компании и повышения эффективности бизнеса 2,79 тыс. руководителей и специалистов прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования. В 2018 году расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала составили 118,2 млн руб.
С целью определения приоритетных направлений обучения руководителей и формирования планов индивидуального развития в 2018 году проведена оценка корпоративных компетенций ключевых руководителей методом «360 градусов».
Повышение уровня образования сотрудников
В Институте экономики и финансов РУТ (МИИТ) завершилось обучение первой корпоративной группы сотрудников, состоящих в резерве на должность начальника пассажирского поезда, по программе высшего образования по направлению «Менеджмент». Дипломы о высшем образовании получили 22 сотрудника структурных подразделений филиалов АО «ФПК».
По программе бакалавриата направления «Менеджмент» с использованием дистанционных образовательных технологий продолжают обучение 40 сотрудников поездных бригад.
Формирование студенческих отрядов проводников
Для обеспечения персоналом поездов в летний период Компания ежегодно, начиная с 2010 года, привлекает студентов для работы проводниками пассажирских вагонов. Летом 2018 года 11 204 студента более чем из 350 образовательных учреждений других отраслей и ведомств (непрофильных для АО «ФПК») были трудоустроены в структурные подразделения филиалов Компании. Кроме того, четвертый год подряд АО «ФПК» привлекает студентов в период зимних каникулярных перевозок.
Система оплаты труда и мотивации сотрудников
Повышение конкурентоспособности заработной платы осуществляется через совершенствование механизма мотивации с учетом повышения эффективности работы Компании, производительности труда.
Система мотивации направлена на материальную заинтересованность и ответственность сотрудников АО «ФПК» в результатах обеспечения безопасности движения поездов, качества ремонта и обслуживания вагонов, повышения качества обслуживания пассажиров, комфорта поездки, в том числе при обслуживании подвижного состава нового поколения, а также во владении иностранным языком.