Формирование тарифов
В рамках повышения уровня комфорта для пассажиров на постоянной основе ведется работа по формированию предложений об изменении расписаний пассажирских поездов в части установления более удобного для пассажиров времени прибытия на станции назначения и отправления, максимально возможного ускорения поездов на маршрутах следования с учетом возможностей инфраструктуры ОАО «РЖД», разработка и реализация маркетинговой стратегии и пристальный подход к ценообразованию.
В 2018 году перед Компанией стояли такие задачи в области реализации тарифной политики, как:
- отсутствие индексации тарифов на 2018 год как в регулируемом, так и в дерегулированном сегменте;
- оперативное и гибкое регулирование тарифов в соответствии с изменениями конъюнктуры платежеспособного спроса потребителей с учетом действий конкурентов;
- разработка эффективной структуры тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки с учетом конкуренции с другими видами транспорта и железнодорожными перевозчиками.
Регулируемый сегмент перевозок
Тарифным руководством (приказ ФСТ России от 27 июля 2010 г. № 156-т/1) утверждены тарифы, сборы и плата на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов. Тарифы ежегодно индексируются и зависят от категории поезда и дальности поездки пассажира.
В 2016 году функции упраздняемой Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) были переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) в соответствии с п. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования».
Индексы к ставкам тарифов, сборов и платы на работы (услуги), а также дифференцированные индексы к календарным периодам на соответствующий год объявляются соответствующими приказами ФАС России (ранее – ФСТ России).
Начиная с 2003 года действующим законодательством предусмотрена возможность дифференциации тарифов. К базовым тарифам применяются коэффициенты графика гибкого регулирования тарифов, которые призваны снизить сезонные колебания спроса.
С 2015 года АО «ФПК» дано право регулирования тарифов на проезд в плацкартных вагонах в пределах установленного уровня, что позволило проведение различных маркетинговых акций в данном сегменте перевозок.
С 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российский Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена налоговая ставка на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в размере 0 %.
Тарифы на проезд в плацкартных вагонах и общих вагонах с местами для сидения на 2018 год сохранены на уровне 2017 года (приказ ФАС России от 23 декабря 2016 г. № 1835/16, в редакции приказа ФАС России от 10 ноября 2017 г. № 1487/17).
Продолжена практика проведения маркетинговых акций на проезд в плацкартных и общих вагонах. Благодаря дифференциации стоимости проезда в зависимости от расположения места пассажирские перевозки удалось сделать более доступными для различных слоев населения, не выходя за рамки предела установленного уровня тарифов, установленного приказом ФАС России от 10 ноября 2017 г. № 1487/17.
Дерегулированный сегмент перевозок
Компания вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров в вагонах СВ и купейных вагонах в соответствии с п. 5 Перечня работ (услуг)Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
Также Компания может самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе скоростных поездов. Данное право закреплено в приказе ФСТ России от 14 декабря 2010 г. № 431-т/1 «Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественных монополий при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении, а также при оказании услуги по пользованию комплектами постельного белья».
Таким образом, в дерегулированном сегменте АО «ФПК» осуществляет транспортное обслуживание пассажиров в купейных вагонах, вагонах СВ и вагонах класса люкс, а также во всех вагонах скоростных поездов. В дерегулированный сегмент входят также туристические и коммерческие перевозки. В этом сегменте АО «ФПК» вправе самостоятельно устанавливать тарифы на перевозки пассажиров.
Основными механизмами тарифообразования в дерегулированном сегменте являются система динамического ценообразования, различные маркетинговые акции и тарифные инициативы.
Тарифы на проезд в дерегулированном сегменте на 2018 год сохранены на уровне 2017 года.