Стратегия и цели Компании
Деятельность АО «ФПК» как ключевой бизнес-единицы холдинга «РЖД» сосредоточена на достижении целевых объемных и финансово-экономических параметров, заложенных в утвержденную Правительством Российской Федерации Программу долгосрочного развития ОАО «РЖД» до 2025 года (далее – ДПР). В рамках подготовки ДПР и в целях достижения ее целей в части пассажирских перевозок в дальнем следовании АО «ФПК» разработан проект стратегии долгосрочного развития до 2030 года, а также сформирован стратегический проектный офис, отвечающий за контроль достижения стратегических целей ДПР ОАО «РЖД» в части АО «ФПК».
Миссия
Мы улучшаем качество жизни, делая вашу поездку максимально безопасной, доступной и комфортной.
Видение
АО «ФПК» – лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации, высокоэффективная, финансово устойчивая, клиентоориентированная компания, нацеленная на увеличение стоимости при обеспечении устойчивого развития мобильности для всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации с переходом на механизм заключения договоров об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения.
Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации:
- национальный перевозчик, осуществляющий «традиционные» и скоростные пассажирские перевозки дальнего следования по сетям железных дорог Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья;
- лидер в объемах перевозок дальнего следования по территории Российской Федерации;
- лидер в сервисах агрегации билетов для перевозок дальнего следования с предложением единого билета, стыкующего железнодорожные перевозки по всем регионам Российской Федерации с автобусными и авиаперевозками на комплементарных направлениях, предлагающий наиболее удобный спектр вариантов для мультимодальных маршрутов, охватывающих ключевые востребованные направления дальнего следования.
Высокоэффективная, финансово устойчивая компания
- максимизация финансового результата и самостоятельное обеспечение деятельности.
Клиентоориентированная компания
- лидер по качеству обслуживания в наземных перевозках дальнего следования с обеспечением качественного клиентского предложения и удобных для пассажиров условий перевозки в дальнем следовании, включая стыковки с другими видами транспорта и мультимодальные перевозки.
Социально ответственная компания
- обеспечивает устойчивое развитие мобильности для всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации, включая перевозки по технологически убыточным маршрутам, в том числе за счет договоров об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения.
Стратегические цели Компании
Согласно ДПР основной фокус бизнеса Компании будет направленна существенное повышение маршрутных скоростей, развитие комплексных услуг с другими видами транспорта (мультимодальные перевозки), наращивание объемов движения на пассажироемких направлениях внутри Российской Федерации и повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки. При этом Компания продолжит выполнять роль социального перевозчика, которая заключается в обслуживании безальтернативных либо социально значимых маршрутов.
Основные показатели ДПР по АО «ФПК» сформированы с учетом изменений на транспортном рынке, конкурентной ситуации, требований клиентов и тенденций в сфере развития регуляторной среды пассажирских перевозок. Стратегия АО «ФПК» предполагает сохранение существующей роли Компании в стратегической программе развития холдинга «РЖД».
До 2021 года для Компании установлены контрольные параметры.
Показатель | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
---|---|---|---|---|---|
План | Факт | План | |||
Объем инвестиций без НДС, млрд руб. | 44,9 | 43,9 | 42,1 | 45,3 | 47,9 |
Доходы, млрд руб. | 217,4 | 226,1 | 231,7 | 243,0 | 256,2 |
EBITDA с учетом субсидий, млрд руб. | 22,5 | 26,8 | 27,7 | 33,8 | 38,7 |
Субсидии из федерального бюджета, млрд руб. | 8,5 | 8,6 | 7,7 | 8,5 | 8,6 |
Уровень безопасности движения, событий на 1 млн поездо-км | 0,0098 | 0,0049 | 0,0064С учетом сервисных организаций, выполняющих техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава. | 0,0063 | 0,0062 |
Темп роста производительности труда, % | 105,0 | 108,5 | 103,5 | 101,2 | 105,0 |
Пассажирооборот, млрд пасс.-км | 88 | 92 | 92 | 93 | 98 |
Чистая прибыль, млрд руб. | 2,2 | 6,1 | 5,0 | 8,3 | 11,0 |
Стратегические направления развития
Сеть
Предусматривается фундаментальная оптимизация сети:
- в сегменте до 1 500 км:
- повышение скорости,
- увеличение вместимости;
- в сегменте от 1 500 км:
- повышение эффективности,
- внедрение «хабовой» структуры,
- развитие высокоскоростных магистралей.
Парк
С 2019 по 2021 год из парка пассажирских вагонов АО «ФПК» планируется исключение по сроку службы более 4,4 тыс. вагонов. В связи с этим для компенсации дефицита вагонного парка Компания существенно увеличила ранее запланированные объемы инвестиций на обновление подвижного состава.
В период с 2019 по 2025 год планируется обновить 5,2 тыс. вагонов – около трети существующего парка. Доля инновационного подвижного состава при этом составит порядка 36 % к 2025 году.
Закупка вагонов будет производиться в рамках Долгосрочного договора, заключенного с ОАО «ТВЗ» на период до 2025 года и предусматривающего поставку четырех партий подвижного состава:
- вагоны существующего модельного ряда (партия-2018);
- новые одноэтажные вагоны партии-2019;
- новые двухэтажные вагоны партии-2020;
- перспективный подвижной состав одно- и двухэтажного исполнения (партия-2023).
Подвижной состав будет обладать более совершенным дизайном вагонов, который характеризуют следующие опции:
- персональное пространство и приватность для отдыха;
- просторный салон и свобода движения;
- низкопольная посадка, безбарьерность;
- выделение зон для багажа;
- высокая техническая оснащенность;
- развитие информационных технологий («Цифровая железная дорога»).
Продукт
Планируется переход на новое унифицированное высококачественное продуктовое предложение, предусматривающее:
- четыре типа поездов: дневной экспресс, ночной, традиционный, туристический;
- четыре класса обслуживания: бизнес, комфорт, эконом, бюджет.
Мультимодальность
Компания осуществляет перевозки по шести мультимодальным маршрутам. В 2018 году впервые за все время работы на данных направлениях достигнут положительный финансовый результат.
С целью дальнейшего увеличения объемов мультимодальных услуг и повышения эффективности действующих маршрутов АО «ФПК» планирует:
- проведение маркетингового исследования по сети Компании для определения перспективных направлений мультимодальных перевозок;
- развитие системы агрегации билетов на различные виды транспорта;
- формирование программы запуска мультимодальных перевозок АО «ФПК».
Прочие виды деятельности и смежные бизнесы
Для повышения рыночной устойчивости АО «ФПК» предусматривает диверсификацию деятельности и развитие бизнесов, улучшающих доходность перевозок, таких как:
- сервисы для пассажиров;
- сервисы для путешествий всеми видами транспорта;
- логистические сервисы (почта, грузы) и т. д.