Стратегия и цели Компании

Стратегия компании

Деятельность АО «ФПК» как ключевой бизнес-единицы холдинга «РЖД» сосредоточена на достижении целевых объемных и финансово-экономических параметров, заложенных в утвержденную Правительством Российской Федерации Программу долгосрочного развития ОАО «РЖД» до 2025 года (далее – ДПР). В рамках подготовки ДПР и в целях достижения ее целей в части пассажирских перевозок в дальнем следовании АО «ФПК» разработан проект стратегии долгосрочного развития до 2030 года, а также сформирован стратегический проектный офис, отвечающий за контроль достижения стратегических целей ДПР ОАО «РЖД» в части АО «ФПК».

Миссия

Мы улучшаем качество жизни, делая вашу поездку максимально безопасной, доступной и комфортной.

Видение

АО «ФПК» – лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации, высокоэффективная, финансово устойчивая, клиентоориентированная компания, нацеленная на увеличение стоимости при обеспечении устойчивого развития мобильности для всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации с переходом на механизм заключения договоров об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения.

Лидер пассажирской мобильности в Российской Федерации:

  • национальный перевозчик, осуществляющий «традиционные» и скоростные пассажирские перевозки дальнего следования по сетям железных дорог Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья;
  • лидер в объемах перевозок дальнего следования по территории Российской Федерации;
  • лидер в сервисах агрегации билетов для перевозок дальнего следования с предложением единого билета, стыкующего железнодорожные перевозки по всем регионам Российской Федерации с автобусными и авиаперевозками на комплементарных направлениях, предлагающий наиболее удобный спектр вариантов для мультимодальных маршрутов, охватывающих ключевые востребованные направления дальнего следования.
118 млн человек
количество перевезенных пассажиров в 2025 году

Высокоэффективная, финансово устойчивая компания

  • максимизация финансового результата и самостоятельное обеспечение деятельности.
330 млрд руб.
плановые доходы в 2025 году

Клиентоориентированная компания

  • лидер по качеству обслуживания в наземных перевозках дальнего следования с обеспечением качественного клиентского предложения и удобных для пассажиров условий перевозки в дальнем следовании, включая стыковки с другими видами транспорта и мультимодальные перевозки.
236 млрд руб.
объем инвестиций на закупку нового подвижного состава в 2019–2025 году

Социально ответственная компания

  • обеспечивает устойчивое развитие мобильности для всех клиентских сегментов и регионов Российской Федерации, включая перевозки по технологически убыточным маршрутам, в том числе за счет договоров об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения.
54 млрд пасс.-км
пассажирооборот в регулируемом сегменте в 2025 году

Стратегические цели Компании

Согласно ДПР основной фокус бизнеса Компании будет направленна существенное повышение маршрутных скоростей, развитие комплексных услуг с другими видами транспорта (мультимодальные перевозки), наращивание объемов движения на пассажироемких направлениях внутри Российской Федерации и повышение конкурентоспособности существующей продуктовой линейки. При этом Компания продолжит выполнять роль социального перевозчика, которая заключается в обслуживании безальтернативных либо социально значимых маршрутов.

Основные показатели ДПР по АО «ФПК» сформированы с учетом изменений на транспортном рынке, конкурентной ситуации, требований клиентов и тенденций в сфере развития регуляторной среды пассажирских перевозок. Стратегия АО «ФПК» предполагает сохранение существующей роли Компании в стратегической программе развития холдинга «РЖД».

Поезд

До 2021 года для Компании установлены контрольные параметры.

Контрольные параметры для АО «ФПК»
Показатель 2018 2019 2020 2021
План Факт План
Объем инвестиций без НДС, млрд руб. 44,9 43,9 42,1 45,3 47,9
Доходы, млрд руб. 217,4 226,1 231,7 243,0 256,2
EBITDA с учетом субсидий, млрд руб. 22,5 26,8 27,7 33,8 38,7
Субсидии из федерального бюджета, млрд руб. 8,5 8,6 7,7 8,5 8,6
Уровень безопасности движения, событий на 1 млн поездо-км 0,0098 0,0049 0,0064С учетом сервисных организаций, выполняющих техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава. 0,0063 0,0062
Темп роста производительности труда, % 105,0 108,5 103,5 101,2 105,0
Пассажирооборот, млрд пасс.-км 88 92 92 93 98
Чистая прибыль, млрд руб. 2,2 6,1 5,0 8,3 11,0

Стратегические направления развития

Сеть

Предусматривается фундаментальная оптимизация сети:

  • в сегменте до 1 500 км:
    • повышение скорости,
    • увеличение вместимости;
  • в сегменте от 1 500 км:
    • повышение эффективности,
    • внедрение «хабовой» структуры,
    • развитие высокоскоростных магистралей.

Парк

С 2019 по 2021 год из парка пассажирских вагонов АО «ФПК» планируется исключение по сроку службы более 4,4 тыс. вагонов. В связи с этим для компенсации дефицита вагонного парка Компания существенно увеличила ранее запланированные объемы инвестиций на обновление подвижного состава.

В период с 2019 по 2025 год планируется обновить 5,2 тыс. вагонов – около трети существующего парка. Доля инновационного подвижного состава при этом составит порядка 36 % к 2025 году.

Закупка вагонов будет производиться в рамках Долгосрочного договора, заключенного с ОАО «ТВЗ» на период до 2025 года и предусматривающего поставку четырех партий подвижного состава:

  • вагоны существующего модельного ряда (партия-2018);
  • новые одноэтажные вагоны партии-2019;
  • новые двухэтажные вагоны партии-2020;
  • перспективный подвижной состав одно- и двухэтажного исполнения (партия-2023).

Подвижной состав будет обладать более совершенным дизайном вагонов, который характеризуют следующие опции:

  • персональное пространство и приватность для отдыха;
  • просторный салон и свобода движения;
  • низкопольная посадка, безбарьерность;
  • выделение зон для багажа;
  • высокая техническая оснащенность;
  • развитие информационных технологий («Цифровая железная дорога»).

Продукт

Планируется переход на новое унифицированное высококачественное продуктовое предложение, предусматривающее:

  • четыре типа поездов: дневной экспресс, ночной, традиционный, туристический;
  • четыре класса обслуживания: бизнес, комфорт, эконом, бюджет.

Мультимодальность

Компания осуществляет перевозки по шести мультимодальным маршрутам. В 2018 году впервые за все время работы на данных направлениях достигнут положительный финансовый результат.

С целью дальнейшего увеличения объемов мультимодальных услуг и повышения эффективности действующих маршрутов АО «ФПК» планирует:

  • проведение маркетингового исследования по сети Компании для определения перспективных направлений мультимодальных перевозок;
  • развитие системы агрегации билетов на различные виды транспорта;
  • формирование программы запуска мультимодальных перевозок АО «ФПК».

Прочие виды деятельности и смежные бизнесы

Для повышения рыночной устойчивости АО «ФПК» предусматривает диверсификацию деятельности и развитие бизнесов, улучшающих доходность перевозок, таких как:

  • сервисы для пассажиров;
  • сервисы для путешествий всеми видами транспорта;
  • логистические сервисы (почта, грузы) и т. д.

Целевой продуктовый портфель АО «ФПК»